Илья Владимирович Тимаков (timakov1973) wrote,
Илья Владимирович Тимаков
timakov1973

Categories:

Несостоявшийся уральский десант Скорцени

Если вам нравится мое литературное творчество, пиарьте его и данный ЖЖ всяким путем, какой сочтете приемлемым, а также делайте посильные благотворительные пожертвования, вносить или переводить их следует на эти реквизиты:

на счет ЮMoney (бывшие Яндекс Деньги): 410013840065814

или

на номер сотового телефона («Мегафон»): +79222283567

Сделавшие пожертвование любого размера и желающие в течение 30 дней после него получать уведомления о моих новых произведениях – не забывайте скорее прислать СМС или WhatsApp-сообщение на номер +79222283567. Во избежание путаницы с кем-то иным укажите там сумму и время совершения пожертвования, а также номер или e-mail, на который надо отправлять уведомления.




  Несостоявшийся уральский десант Скорцени

  Отто Скорцени широко известен. О нем читали или слышали даже многие те, кто не интересуются историей 2 Мировой войны. Освобождение Муссолини, подготовка покушения на лидеров «Большой тройки» в Тегеране, государственный переворот в Венгрии осенью 1944, диверсионные акции в тылу американских войск во время Арденнской битвы – вот самые знаменитые операции, которыми руководил этот эсэсовец.
  Но мало кто знает, что едва став в апреле 1943 во главе сил особого назначения СС, он начал готовить вторжение в глубокий советский тыл – на Урал. Ведь прежде об этом предпочитали помалкивать, да и сейчас не говорят. Всего вероятнее, читающие данную публикацию узнают о таковых планах нацистов именно из нее.
  Весной и в начале лета 1943, перед операцией «Цитадель» на Курской дуге, германское военное командование стремилось как можно более ослабить советскую военную промышленность. Чтобы та не смогла возместить потери Красной армии в ходе летнего наступления гитлеровцев. Особенно в танках и автомобилях.
  С этой целью самолеты Люфтваффе в июне 1943 неоднократно бомбили Горький* и Ярославль. Там размещалось большинство тогдашнего производства грузовиков СССР, в Горьком также выпускали и танки с бронемашинами. В результате бомбежек предприятиям был нанесен значительный урон; так, Горьковский автозавод возобновил прежний режим своей работы только в конце октября 1943.
  Но основное производство советских танков было сосредоточено на Урале. Долететь туда германская бомбардировочная авиация попросту не могла. Слишком велико расстояние. Даже если взять дополнительное горючее вместо бомб – это не решало проблему. Смертоносный груз в таком случае будет столь мал, что ощутимого ущерба заводам не нанесет…
  И тогда Скорцени предложил необычный шаг. Прямо-таки авантюру. Но, по его мнению, имевшую немалые шансы на успех.
  Согласно наработкам эсэсовца – предстоящая операция должна была пройти так. На аэродромах в районе Орла следовало сосредоточить несколько десятков тяжелых дальних самолетов* «Фокке-Вульф-200» и «Юнкерс-290», практически все машины данных типов, имеющиеся у Германии. Оттуда им надлежало добраться до главных центров советской танковой промышленности – Нижнего Тагила, Свердловска*, Челябинска – и сбросить вблизи этих городов парашютный десант. Тот захватит площадки для более многочисленного посадочного десанта с тяжелым вооружением.
  Его планировалось доставить туда на самолетах «Гота-244» и «Мессершмитт-323». Которые тоже в количестве нескольких десятков, почти все, коими располагал III Рейх, надо было собрать на орловских аэродромах. И отправить в рейд раньше «Фокке-Вульфов» и «Юнкерсов». Чтобы тихоходные транспорты достигли далекие цели примерно в одно время с машинами, несущими парашютистов. Разница закладывалась в полчаса, не больше.
  Дальности не хватало ни «Готам», ни «Мессершмиттам». Для ее увеличения – их предполагалось послать со снятым оборонительным вооружением и с добавочным топливом взамен части груза. Зато гигантские по тем временам «Ме-323» могли перевозить даже легкую бронетехнику, орудия и минометы, грузовики и тягачи. Эти средства, пусть и в количестве всего нескольких штук, были бы очень полезны десанту. Потому участие «Мессеров» в операции признавалось безусловно необходимым!
  Всего оба десанта вместе доставили бы на уральскую землю приблизительно три тысячи отборных гитлеровских головорезов. Из точек высадки они должны были выдвинуться в города и атаковать там танковые заводы. Нанести им как можно больший урон. Затем отойти в сельскую местность и, разделившись на небольшие группы, начать массовые диверсии на железной дороге. По примеру советских партизан взрывать рельсы, разрушать мосты, обстреливать поезда, подбивать паровозы, уничтожать водокачки и стрелки на станциях и разъездах. Перекрыть, тем самым, движение по обеим веткам Транссиба. Заниматься этим, насколько получится…
  Если «Фокке-Вульфы» и «Юнкерсы» после сброса парашютистов могли улететь обратно, их радиус действия позволял такое, то из «Гот» и «Мессершмиттов» назад вернулась бы только часть. И то лишь в том случае, ежели на захваченных площадках нашлось бы горючее для хотя бы некоторых. Таковые предполагалось загрузить ранеными в схватках за точки высадки и экипажами прочих транспортников. Насколько будет возможно. Пилотам, которым не хватит места, следовало действовать сообща с десантом, а свои крылатые машины уничтожить. То же надлежало делать и всем авиаторам в случае вообще отсутствия топлива на дорогу назад.
  В план разрабатываемого рейда вскоре внесли существенное изменение: вместо атаки сразу трех городов было решено сконцентрироваться только на одном. Поскольку число предполагаемых для удара войск небольшое, для эффективных действий против трех или даже двух объектов их не хватит. В качестве единственной цели избрали Свердловск.
  Такая поправка оставляла вовсе нетронутыми предприятия Тагила и Челябинска, да и у Транссиба позволяла нарушить движение лишь по его северной ветке. Но выбирать не приходилось. Расчеты показали, что распыление сил и на эти города приведет лишь к общей неудаче.
  Высадиться собирались на новом аэродроме* в поселке Кольцово, юго-восточнее города. Оттуда продвинуться через весь Свердловск и атаковать на его северной окраине Уралмашзавод. Чьей главной продукцией были тогда танки Т-34, помимо многого прочего.
  Мог ли этот план увенчаться успехом, удалось ли бы вообще нацистской воздушной армаде добраться до столицы Урала? Теоретически – даже более скоростным «Фокке-Вульфам» и «Юнкерсам» пришлось бы свыше четырех часов находиться под угрозой атак советских истребителей. А транспортникам и еще больше. На деле же, если обогнуть с юга Московскую зону ПВО и миновать линию Ярославль-Горький, шансы повстречать краснозвездные «ястребки» столь далеко от фронта были относительно невелики. Зенитную же артиллерию, имевшуюся на волжских переправах и в ряде городов*, можно было обойти далеко стороной, а восточнее она отсутствовала. Конечно, пролет столь большого числа германских самолетов все равно не остался бы незамеченным, но куда именно и зачем они направляются – осталось бы неясным вплоть до выброски парашютистов…
  Удача наземной части операции гораздо сомнительнее. Благодаря внезапности и слабой охране – захват аэродрома в Кольцово наверняка прошел бы быстро, без особых проблем и потерь. Но гарнизон Свердловска был достаточно крупным. И хотя в нем не имелось подразделений с боевым опытом, только учебные и запасные части из резервистов и выздоравливающих, а также войска НКВД – он, несомненно, оказал бы сопротивление. Смогли бы его сломить значительно меньшие по численности германские десантники, пусть и прекрасно подготовленные, располагая лишь незначительным количеством тяжелого оружия?
  Не надо забывать и то, что на самом Уралмаше выпускаемые танки подвергались военной приемке. В ходе которой – каждая изготовленная машина производила орудийно-пулеметные стрельбы на расположенном невдалеке полигоне. Т.е. на заводе постоянно имелось несколько готовых «Тридцатьчетверок» с боезапасом для них, пусть и весьма скудным. Понятно, что гитлеровские легкие танки Pz-II, к тому же привезенные в количестве всего одного взвода, вряд ли больше, не могли соперничать с ними.
  Впрочем, шансы на успех задуманного рейда все же имелись. И серьезно возрастали при увеличении численности десанта. Но перебросить на Урал больше войск, чем три тысячи, нацисты не могли никак. Возможности Люфтваффе оказались надломлены серьезными потерями при попытках снабжать окруженную в Сталинграде* армию Паулюса и германо-итальянские силы в Тунисе. Кроме того, рейд на Урал фактически губил еще остававшуюся германскую транспортную авиацию. В любом случае, ее большинство, а то и всю пришлось бы уничтожить на захваченном аэродроме. Да и сам созданный с таким трудом и затратами эсэсовский спецназ – в итоге неизбежно погибал или оказывался в плену…
  Высокий уровень потерь при отсутствии гарантии успеха – вот, наверное, та основная причина, по которой план Скорцени был отвергнут. Возможно сыграло роль и имевшееся соперничество между родами войск, да и просто неприязнь к «эсэсовским выскочкам». Иной раз не очень-то и скрывавшаяся среди кадрового генералитета Вермахта и Люфтваффе. А состоявшийся вскоре провал операции «Цитадель» и последовавшее советское контрнаступление, изгнавшее гитлеровцев из Орла, окончательно похоронили нацистские замыслы о десанте на Урал!

Примечание:
* Ныне вновь Нижний Новгород.
* Их скрытное сосредоточение там само по себе было непростой задачей.
* Ныне вновь Екатеринбург.
* Ныне аэропорт Кольцово, крупнейший на Урале и один из самых крупных в РФ.
* Например – Казань, Ижевск, Пермь.
* Ныне Волгоград.

                                                                                                                                                         15 мая 2021 г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments